Обращение директора

director

                               Уважаемые посетители!

Рада приветствовать вас на страницах официального сайта муниципального
                        казенного общеобразовательного учреждения

               «Центр образования «Успех» городского округа Нальчик
                               Кабардино-Балкарской Республики

 

 

linepurple

 

Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию

Оценка
(0 голосов)

Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию

Рабочая  программа  курса  разработана  на  основе  Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования, закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г.   В ее основе лежат примерные программы  основного  (общего)  образования  по  обществознанию,  а  также  авторская рабочая программа: Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений  /  Л.Н.Боголюбов,  Н.И.Городецкая,  Л.Ф.Иванова  и  др.  –  М.  Просвещение, 2011.– 48 с.

Методическую основу курса составил учебник: 

Класс 6,  Обществознание  Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, М.: Просвещение, 2012

Рабочая  программа  обеспечивает  конкретизацию  содержания,  объема,  порядка изучения  обозначенной  учебной  дисциплины  (курса)  в  рамках  освоения  основной образовательной  программы  (основного  общего  образования)    с  учетом  целей,  задач  и особенностей  учебно-воспитательного  процесса ГКОУ «ЦО «Успех».  В  соответствии  с общепринятыми  нормами  рабочая  программа  по  предмету  обществознание  (6  класс) направлена на реализацию ряда первостепенных задач:

-  воспитание  общероссийской  идентичности,  патриотизма,  гражданственности,

социальной  ответственности,  правового  самосознания,  толерантности,  приверженности

ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

-  развитие  личности,  повышение  уровня  духовно-нравственной,  политической  и правовой  культуры  учащихся,  становление  социального  поведения,  основанного  на

уважении  закона  и  правопорядка;  углубление  интереса  к  изучению  социальных  и

гуманитарных  дисциплин;  формирование  способности  к  личной  самореализации  и

самоконтроля;

-  формирование  у  учащихся  целостной  картины  общества;  освоение  учащимися знаний  об  основных  сферах  человеческой  деятельности  и  о  социальных  институтах,  о формах  регулирования  общественных  отношений,  которые  необходимы  для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

-  овладение  учащимися  умениями  получать  из  разнообразных  источников  и

критически  осмысливать  социальную  информацию,  систематизировать,  анализировать

полученные  данные;  освоение  ими  способов  познавательной,  коммуникативной,

практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и

правового государства;           

-  формирование  у  учащихся  опыта  применения  полученных  знаний  и  умений  для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области  социальных  отношений;  для  осуществления  гражданской  и  общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных  национальностей  и  вероисповеданий,  а  также  в  семейно-бытовой  сфере;  для соотнесения  собственного  поведения  и  поступков  других  людей  с  нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом.

Структура и график прохождения программного материала

Объем рабочей программы, разработанной для 6–го класса, согласно действующим

нормам, составляет 34 часа в год, и распределяется по 1 учебному часу в неделю.

 

Общая характеристика предмета

Обществознание  –  учебный  предмет  в  основной  школе,  фундаментом  которого

являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на

жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируется на результатах

исследований,  научном  аппарате  комплекса  общественных  наук  (социология,

экономическая  теория,  политология,  культурологи,  правоведение,  этика,  социальная

психология,  философия).  Такая  комплексная  научная  база  учебного  предмета,

многоаспектность  изучения  этого  предмета  обусловливают  интегративный  характер

обществознания, который сохраняется и в старшей школе. Обществознание как учебный

предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных

явлениях. 

Обществознание  в основной  школе  опирается  на  обществоведческую  подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета Окружающий мир. Полнота и глубина  раскрытия  содержания  курса  по  обществознанию  на  втором  этапе  обучения ограничены  познавательными  возможностями  учащихся  младшего  и  среднего подросткового школьного возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.

Место учебного предмета в базисном учебном (образовательном) плане

Федеральный  базисный  учебный  план  для  образовательных  учреждений

Российской Федерации отводит 175 часов для обязательного изучения учебного предмета

«Обществознание» на этапе основного общего образования, в том числе в V, VI, VII, VIII,

IX классах по 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при

изучении содержания курса, являются:

- Мотивированность на созидательное участие в жизни общества;

-  Заинтересованность  не  только  в  личном  успехе,  но  и  в  благополучии  и

процветании своей страны;

- Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к

Отечеству;  необходимости  поддержания  гражданского  мира  и  согласия;  отношении  к

человеку,  его  правам  и  свободам  как  высшей  ценности;  стремление  к  укреплению

исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов,

единства разнообразных культур; 

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной

школы проявляются в:

-  умении  сознательно  организовывать  свою  познавательную  деятельность  (от

постановки цели до получения и оценки результата); - умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;  рассматривать  их  комплексно  в  контексте  сложившихся  реалий  и  возможных перспектив;

- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные

способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных

ролей, свойственных подросткам;

- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,

дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

- умении выполнять познавательные и практические задания.

Предметными  результатами  освоения  выпускниками  основной  школы

содержания программы по обществознанию являются:

-  Относительно  целостное  представление  об  обществе  и  человеке,  о  сферах  и

областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

-  Знание  ряда  ключевых  понятий  об  основных  социальных  объектах;  умение

объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

-  Знания,  умения  и  ценностные  установки,  необходимые  для  сознательного

выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;

-  Понимание  побудительной  роли  мотивов  в  деятельности  человека,  места

ценностей  в  мотивационной  структуре  личности,  их  значения  в  жизни  человека  и

развитии общества;

- Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание

их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и

правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость

руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

- Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;

- Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

- Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение

использовать  современные  средства  связи  и  коммуникации  для  поиска  и  обработки

необходимой социальной информации;

- Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,

участвовать  в  дискуссии,  аргументировать  собственную  точку  зрения.  Знакомство  с

отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Образовательные технологии

При реализации данной рабочей программы в 6 классе будут использоваться следующие образовательные технологии:

  1. Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
  2. Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр
  3. Исследовательские методы в обучении
  4. Проектные методы обучения
  5. Проблемное обучение

Обеспечение рабочей программы

 1.  Обществознание. 6 класс. Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И.

/ под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. М.: Просвещение, 2012.

2.  Программы  общеобразовательных  учреждений.  Обществознание.  5-9  классы.

Л.Н.  Боголюбов,  Н.И.  Городецкая,  Л.Ф.  Иванова,  А.И.  Матвеев.  М.:

Просвещение, 2010. – 94. – (Стандарты второго поколения).

Оборудование  и  приборы:  таблицы  по  темам,  компьютер,  проектор,

интерактивная доска

            Предполагаемые результаты реализации программы

            В результате изучения обществознания ученик должен

Знать:

- Знать основные обществоведческие термины, распознавать  и употреблять их;

-  Знать  основные  положения  и  понятия,  отражающие  природу  человека,  его

взаимодействие  с  другими  людьми,  функционирование  и  развитие  общества,  

характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;  

Уметь:

- выделять главную мысль, составлять план;

- описывать изучаемый объект;

- сравнивать социальные объекты или источники;

-  характеризовать  (описывать)  общество  как  форму  жизнедеятельности  людей;

объяснять взаимосвязь общества и природы; сфер общественной жизни;

- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявляя их

общие черты и различия;

- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов;

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;

- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала;

Формы и средства контроля

В  ходе  изучения  предмета  с  целью  контроля  результативности  работы

предполагается   проведение  тестирования,  письменных  контрольных  работ  по  итогам

полугодия; письменных проверочных работ.

Подобные  формы  контроля  позволяют  проверить  теоретические  знания   и

практические  навыки  учащихся,  уровень  усвоения  материала  и  умение  пользоваться

полученными знаниями, что и является основными целями данного курса.

Система оценки достижений учащихся.

Оценка  «5»  -  дается  четкий,  развернутый  ответ  на  поставленный  вопрос,  все

ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей,

речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали.

Оценка  «4»  -  большинство  ключевых  понятий  и  фактов  хорошо  определяются,

описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная.

Оценка  «3»  -  определяется  и  описывается  около  половины  ключевых  понятий,

проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная,

неточная или отсутствует.

Оценка  «2»-  определяется  незначительное  количество  (либо  отсутствует

полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или

не относится к поставленному вопросу.

Нормы оценки тестовых заданий: оценка «5» - 81-100% выполненных заданий; «4»

- 61-80%; «3» - 41-60% соответственно.

Содержание учебного предмета

Обществознание

 Тема 1. «Человек в социальном измерении» (13 ч.)

Введение. Как работать с учебником.

Человек - личность. Что такое личность. Индивидуальность – плохо или хорошо?

Сильная личность – какая она? 

Человек познает мир. Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты

способен.

Человек и его деятельность. «Птицу узнают по полету, а человека – по работе».

«Пчела  мала,  да  и  та  работает».  Жизнь  человека  многогранна  (основные  формы

деятельности человека). 

Потребности человека. Какие бывают потребности. Мир мыслей. Мир чувств. 

На пути к жизненному успеху. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду

помогает  успеху.  Готовимся  выбирать  профессию.  Поддержка  близких  –  залог  успеха.

Выбор жизненного пути. 

Тема 2. «Человек среди людей» (10 ч.)

Межличностные  отношения.  Какие  отношения  называются  межличностными.

Чувства – основа межличностных отношений. Виды межличностных отношений.  Человек  в  группе.  Какие  бывают  группы.  Группы,  которые  мы  выбираем.  Кто

может  быть  лидером.  Что  можно,  чего  нельзя  и  что  за  это  бывает.  О  поощрениях  и

наказаниях. С какой группой тебе по пути. 

Общение.  Что  такое  общение.  Каковы  цели  общения.  Как  люди  общаются.

Особенности  общения  со  сверстниками,  старшими  и  младшими.  «Слово  –  серебро,

молчание - золото». 

Конфликты  в  межличностных  отношениях.  Как  возникает  межличностный

конфликт. Семь раз отмерь… как не проиграть в конфликте.

Тема 3. «Нравственные основы жизни» (10 ч.)

Человек  славен  добрыми  делами.  Что  такое  добро.  Кого  называют  добрым.

Доброе – значит хорошее. Главное правило доброго человека. 

Будь смелым. Что такое страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу

«нет». 

Человек и человечность. Что такое гуманизм. Прояви внимание к старикам. 

Итоговое повторение. 1 ч.

 Количество часов в год - 34

 Количество часов в неделю - 1

 Кол-во контрольных работ в год - 2

 Кол-во самостоятельных работ в год - 3

Прочитано 535 раз