Обращение директора

director

                               Уважаемые посетители!

Рада приветствовать вас на страницах официального сайта муниципального
                        казенного общеобразовательного учреждения

               «Центр образования «Успех» городского округа Нальчик
                               Кабардино-Балкарской Республики

 

 

linepurple

 

Балкарский язык 1-4 класс

Оценка
(0 голосов)

Программа

по балкарскому языку для начального этапа обучения.

(Начинающая группа)

(1-4 классы)

Пояснительная записка.

            Данная программа составлена в рамках выполнения республиканской целевой программы «Модернизация учебной книги на национальных языках на 2007-2011гг.». Она  ориентирована на федеральный компонент государственного образовательного стандарта по национальным языкам и на примерную  образовательную программу по тюркским языкам для начинающих групп (1-4 классы).

Данная программа выполняет информационно-методическую организационно-планирующую и контролирующую функцию. Она рассчитана на учащихся начального этапа обучения общеобразовательной подготовки и составлена для тех, которые желают изучать балкарский язык. Она может быть применима и вне зависимости от этнической принадлежности, которые недостаточно владеют языком. На этом этапе обучения учащиеся овладевают теми минимальными качествами и навыками, без которых невозможно дальнейшее изучение балкарского языка. Этот этап представляет развитие способности и готовности объясняться с носителем языка в ограниченном числе стандартных ситуаций устного общения, добиваясь в целом взаимопонимания, а также извлечь информацию из лёгкого или облегчённого аутентичного устного или письменного текста.

Государственный стандарт включает:

  • цели изучения балкарского языка;
  • обязательный минимум содержания образовательных программ;
  • требования к уровню подготовки начальной школы.

Цели изучения балкарского языка:

  • развитие коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной  и учебно-познавательной);
  • развитие и воспитание школьников средствами национального языка;
  • развитие мотивации к изучению балкарского языка;
  • развитие ценностных ориентаций, творческих способностей;
  • развитие способности и готовности осуществлять общение на балкарском языке в рамках ограниченного числа в стандартных ситуациях.

Государственный стандарт построен с учётом особенностей национального языка как учебного предмета, в число которых входят:

  • межпредметная связь (содержание речи из разных областей знаний);
  • многоуровневость (с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с лексическим, грамматическим, фонетическим  аспектами языка; с другой – умениями в четырёх видах речевой деятельности: говорение, письмо, аудирование, чтение);
  • полифункциональность (учащиеся не только обучаются языку, но и приобретают сведения и в других областях знаний, знакомятся с историей, культурой, обычаями и традициями этнического народа).

Содержание языкового образования включает описание:

  • сформировать новые приёмы учения – перевод с балкарского языка предложений, микротекстов, используя языковую догадку и балкарско-русский словарь;
  • уметь воспроизводить балкарский фольклор: стихи, считалки, скороговорки, песни.
  • предметного содержания речи;
  • речевых умений;
  • языковых знаний и умений;
  • социокультурных знаний и умений.

Требования к уровню подготовки школьников к концу обучения.

На уроках балкарского языка учащиеся приобретают практические навыки на языке, осознанного чтения и грамотного письма. Для достижения этого необходимо, чтобы младшие школьники к концу четвёртого года обучения:

  • активно овладели не менее 1500 слов балкарского языка,
  • умели самостоятельно вести диалоги на языке по знакомой тематике;
  • умели связно рассказывать по картине об увиденном, услышанном, прочитанном;
  • овладели навыками сознательного, правильного выразительного чтения;
  • могли под руководством учителя писать небольшие изложения и сочинения.

        Общее знакомство с каждой изучаемой единицей речи (фонетической, лексической, грамматической) строится на основе связного высказывания. Затем изучаемый материал отрабатывается в процессе выполнения тренировочных упражнений.

            При изучении языков и культур особое внимание надо уделить аутентичности и ценностной значимости подбираемого материала, используемого на уроке балкарского языка, для формирования у учащихся представлений о современном поликультурном и многоязычном мире, об общечеловеческих и национальных ценностях, культурном наследии разных народов. Используемый в учебном процессе культуротворческий материал должен отвечать возрастным особенностям, коммуникативным возможностям школьников на каждой ступени обучения.

            При разработке развёрнутого тематического планирования учитывались происходящие изменения в учебно – воспитательном процессе современной школы:

  • ведение учебного предмета «Национальный язык в русскоязычных группах с 1 по 4 класс не менее 4 часов в неделю в связи с реализациейзадачи «обеспечения освоения выпускниками школ национального языка на функциональном уровне» (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года);
  • в общении между учителем и учениками на смену авторитарного стиля приходит учебное сотрудничество и партнёрство;
  • парные и групповые формы работы доминируют над фронтальными;
  • ученик и учитель в процессе обучения всё время ставятся в ситуацию выбора (тестов, упражнений, последовательности работы и т.д.) проявляя самостоятельность в выборе того ииного дополнительного материала в соответсвии с потребностями и интересами учащихся, что придаёт процессу обучения личностный смысл;
  • последовательно развиваются у школьников рефлексивные умения: видеть себя со стороны, самостоятельно оценивать свои возможности и потребности.

     Календарно-тематическое планирование – это важнейшая часть работы учителя, является показателем его компетентности, умения распределить весь материал по урокам. Здесь соблюдается чёткий подход в части структурирования распределения учебного материала, определение последовательности его изучения, что содействует сохранению единого образовательного пространства. Эта программ не догма а руководство к действию. Здесь важно развивать творческую инициативу учителей, учитывая указанные выше тенденции развития учебного процесса.

1 класс

Количество часов в неделю – 3

Общее количество часов – 102

Контрольные и проверочные работы  - 4

Учебно-методический комплект:

 

  • Мы изучаем балкарский язык: учебник для 1 –го класса;
  • рабочая тетрадь;
  • приложение;
  • книга для учителя.

Формы промежуточной аттестации:

  • контрольная работа;
  • диктант;
  • обобщающий урок.

            Учебник состоит из трёх разделов: I.  Устный вводный курс (20ч.). II. Переход к чтению и письму (Букварный период) (38 ч.).  III. Основной курс (44ч.).

I. Устный вводный курс (20ч.).

1.Изучение балкарского языка начинается с устных вводных уроков. Каждому известно, что обучение общению на иностранном языке – актуальная задача, стоящая перед школой, так как контакты людей разных национальностей призваны укреплять взаимопонимание и дружбу между народами. Не следует забывать о том, что коммуникативно-ориентированное обучение обеспечивает лучшее освоение языка, так как именно в условиях общения язык выступает в своей естественной функции.

2.Именно коммуникативный подход в обучении утвердился в настоящее время в наибольшей степени соответствующим целям обучения, так и психолого-педагогическим идеям сегодняшнего дня. Вводный курс способствует выполнению задач коммуникативного общения. На этом этапе дети учатся преодолевать страх и неуверенность говорить на языке. За это время они знакомятся со всеми звуками и звукосочетаниями балкарского языка, что в дальнейшем создаёт основу для работы над чтением.

II. Переход к чтению и письму (Букварный период) (38 ч.).

Следующий этап – переход к чтению и письму. Здесь мы знакомимся  с балкарским алфавитом, (слог, слово, предложением) правилами чтения. На этом этапе дети знакомятся с ударением, элементами письма, звукобуквенным анализом слов и техникой чтения.

Важное место на первом году обучения чтению отводится развитию восприятия художественного произведения. Работа по формированию языка строится не только на отработке механизма чтения, но и на осмыслении слога, слова, предложения и текста с учётом речевого опыта ребёнка. Отбор текстов и произведений для чтения учитывает в первую очередь интересы современного ребёнка, что облегчает понимание основного содержания художественного текста.

Обучение письму идет параллельно с обучением чтению. Обязательно нужно соблюдать гигиенические требования к данному виду учебной работы. Отработка правильного написания букв, рационального соединения, плавности письма – всё это задачи становления графического навыка.

III. Основной курс (44ч.).

Следующий этап  - основной курс. На этом этапе идёт работа над тренировочными упражнениями (Сюжетные картинки, серии специальных творческих заданий, ситуаций и т.д.) для развития умения говорить. Материал для чтения, для развития навыков и  умения чтения.

Основные знания, умения и навыки, которыми должны владеть учащиеся на начальном этапе:

в области говорения:

  1. 1.Вести диалог этикетного характера, то есть приветствовать и ответить на приветствие; представиться и представить другого.
  1. 2.Сообщить о себе (о своём друге, школе).
  1. 3.Поздравить, выразить пожелание и отреагировать.
  1. 4.Начать, поддержать изакончить беседу. Выразить своё согласие и несогласие к сказанному.
  1. 5.Описывать природу, город, внешность.
  1. 6.Уметь называть предметы, животных, одежду, посуду и т.д.
  1. 7.Уметь понимать выражения из классного обихода.

в области аудирования:

  1. 1.Воспринимать на слух и понимать простейшие высказывания, соотносимые с учебно-трудовой и социально- бытовой сферами общения ( на уровне слова, словосочетания, предложения, связного текста).

в области чтения:

  1. 1.Уметь соотносить графический образ слова со звуковым на основе звукобуквенных соответствий, его понимания, правильно озвучить.
  1. 2.читать, соблюдая правильное ударение, интонирование при чтении.
  1. 3.Уметь зрительно воспринимать и узнавать известный материал (слово, словосочетания, целые предложения). Осознавать значение и смысл текста в целом.
  1. 4.Прогнозировать по началу предложения его возможное продолжение.

в области письма:

           

  1. 1.Овладеть балкарской графикой, чтобы пользоваться письмом.
  1. 2.Уметь списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения.
  1. 3.Уметь производить письменный анализ слова: находить корень, суффикс, в целях его правильного написания.
  1. 4.Уметь выполнять разные тренировочные упражнения.
  1. 5.Вести словарь обычного типа.

2 класс.

Количество часов в неделю – 3

Общее количество часов – 102

Контрольные и проверочные работы  - 4

Учебно-методический комплект:

 

  • Мы изучаем балкарский язык: учебник для 2 –го класса;
  • рабочая тетрадь;
  • приложение;
  • книга для учителя.

Формы промежуточной аттестации:

  • контрольная работа;
  • диктант;
  • обобщающий урок.

Во втором классе идет дальнейшая работа для увеличения интереса к языку, формируются навыки для самостоятельной работы по усвоению языка.

      Основная цель обучения во 2-ом классе – развитие учащихся средствами учебного предмета: их речевое и интеллектуальное развитие, дальнейшее развитие мотивации к изучению национального языка, развитие в определённой мере ценностных ориентаций , творческих способностей и в конечном итоге развитие способности и готовности осуществлять общение на языке в рамках ограниченного числа стандартных ситуаций. Здесь решаются следующие коммуникативные задачи:

  • дальнейшее развитие правописания балкарских слов и выражений;
  • учить различать звуки и буквы, гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, соблюдать закон сингармонизма, делать звуко-буквенный анализ в словах;
  • научить строить связное высказывание, соблюдая правила построения простого предложения, вопросительных и утвердительных выражений;
  • дальнейшее расширение лексики (не менее 350 ЛЕ);
  • совершенствовать наиболее важные приёмы учения – списывание, выписывание слов и словосочетаний, предложений, работу с текстом, чтение по ролям диалогов и т.д.
  • сформировать новые приёмы учения – перевод с балкарского языка предложений, микротекстов, используя языковую догадку и балкарско – русский словарь.
  • уметь воспроизводить национальный фольклор: стихи, считалки, скороговорки, песни.

Основные требования к уровню владения национальным языком после второго года обучения.

Говорение.

Учащиеся должны:

  • уметь приветствовать друг друга и учителя, отвечать на приветствие учителя, прощаться извиняться, благодарить;
  • уметь строить связное высказывание;
  • уметь запрашивать информацию, используя вопросительные выражения и отвечать на вопрос;
  • возражать, переспрашивать;
  • о чём-то просить, используя повелительное предложение;
  • давать оценку к чему-либо, выражать своё мнение;
  • делать короткое сообщение о себе, своей семье, своих увлечениях, характеризовать, говорить комплименты;
  • вести диалоги с опорой на образец и без неё в типичных ситуациях, как «Знакомство», «Разговор по телефону», «В аптеке», «На улице» и т.д.

Письмо.

Учащиеся должны:

  • владеть балкарской графикой;
  • уметь списывать слова, выражения, предложения;
  • уметь письменно фиксировать в краткой форме полученную на слух информацию;
  • знать как вести словарь;
  • уметь в письменной форме сообщить о себе, о друге и т.д.;
  • соблюдать речевой этикет для написания письма.

Аудирование.

Учащиеся должны:

  • понимать обиходную речь в классе;
  • воспринимать на слух и понимать содержание несложных аутентичных текстов, включающее небольшое количество незнакомых слов;
  • распознать и полностью понимать речь одноклассников в ходе диалога;

Чтение.

Учащиеся должны:

  • овладеть техникой чтения вслух, доступных по содержанию текстов;
  • уметь читать про себя;
  • зрительно воспринимать текст, узнавая знакомые слова, грамматические явления и полностью понимать его;
  • уметь понимать содержание текста, включающего небольшое количество незнакомых слов по данному в учебнике переводу и с помощью словаря.

3 класс.

Количество часов в неделю – 3

Общее количество часов – 102

Контрольные и проверочные работы  - 4

Учебно-методический комплект:

 

  • Мы изучаем балкарский язык: учебник для 3 –го класса;
  • рабочая тетрадь;
  • приложение;
  • книга для учителя.

Формы промежуточной аттестации:

  • контрольная работа;
  • диктант;
  • обобщающий урок.

Обучение в 3-ем классе строится на личностно ориентированном подходе, имеет коммуникативную и в целом деятельностную направленность.

Основная цель обучения во 3-ем классе – развитие учащихся средствами учебного предмета: их речевое и интеллектуальное развитие, дальнейшее развитие мотивации к изучению национального языка, развитие в определённой мере ценностных ориентаций, творческих способностей и в конечном итоге развитие способности и готовности осуществлять общение на языке в рамках ограниченного числа стандартных ситуаций, интереса к страноведческой информации, развитие чувств, эмоций, ценностных ориентаций, творческого потенциала.

            Таким образом обучение в третьем классе ориентировано на дальнейшее развитие исходного уровня коммуникативной компетенции – уровня продолжающего. Это предусматривает следующие коммуникативные цели:

  • развивать способность дифференцировать смыслоразличительные фонемы языка и основные интонационные модели;
  • научить правильно произносить уже известные, а также новые звуки, звукосочетания, слова и фразы, соблюдая наиболее важные интонационные правила: ударение в слове,  фразе;
  • расширение словарного запаса (не менее 450 ЛЕ): продолжать вести словарь;
  • научить грамматически правильно оформлять свою речь, овладевая основными типами предложений;
  • совершенствовать приёмы учения – списывание, выписывание, работа с текстом, в том числе чтение по ролям и др., развивать новые: догадку о содержании текста по заголовку, установление логических связей в тексте.

Основные требования к уровню владения национальным языком после третьего года обучения.

Говорение.

Учащиеся должны:

  • приветствовать сверстника, взрослого, используя разные формы приветствия, отвечать на приветствие, прощаться, извиняться, благодарить;
  • уметь запрашивать информацию;
  • уметь возражать, переспрашивать, давать оценку чему-либо, выражать своё мнение;
  • делать краткое связное сообщение о себе, о своей семье, о погоде в разное время года, каникулах, животных, ит.д., запрашивать аналогичную информацию у партнёра, охарактеризовать героев сказок, своих друзей;
  • вести диалоги с опорой на образец, моделировать ситуации;
  • описывать картину, внешность человека и животного;
  • уметь воспроизводить диалоги, стихи, считалки, песни.

Письмо.

Учащиеся должны:

  • учить различать звуки и буквы, гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, соблюдать закон сингормонизма, делать звуко-буквенный анализ в словах;
  • уметь правильно списывать слова, выражения, предложения, обращая на правописание тех слов, в которых возможно ошибки из-за неправильного произношения звуков языка и отсутствия навыков различать эти звуки на слух;
  • уметь письменно фиксировать в краткой форме, полученную на слух информацию;
  • сообщать определённую информацию о себе, каникулах, и т.д. в письме;
  • соблюдать речевой этикет при написании письма с опорой на образец.

Аудирование.

Учащиеся должны:

  • понимать речь учителя и одноклассника по ходу урока, догадываясь по действиям, жестам говорящего о значении незнакомых слов;
  • воспринимать на слух и понимать содержание несложных аутентичных текстов, включающих небольшое количество незнакомых слов.

Чтение.

Учащиеся должны:

  • на третьем году обучения совершенствовать технику чтения вслух;
  • уметь читать про себя;
  • зрительно воспринимать текст, узнавая знакомые слова;
  • понимать содержание текста с небольшим числом незнакомых слов, по данному в учебнике переводу а также с помощью словаря;
  • кратко по опорам выражать оценку прочитанного.

4 класс.

Количество часов в неделю – 3

Общее количество часов – 102

Контрольные и проверочные работы  - 4

Учебно-методический комплект:

 

  • Мы изучаем балкарский язык: учебник для 4 –го класса;
  • рабочая тетрадь;
  • приложение;
  • книга для учителя.

Формы промежуточной аттестации:

  • контрольная работа;
  • диктант;
  • обобщающий урок.

Обучение в 4-ом классе строится на личностно ориентированном подходе, имеет отчётливо выраженную коммуникативную и в целом деятельностную направленность.

Основная цель обучения во 4-ом классе – развитие учащихся средствами учебного предмета; их речевое и интеллектуальное развитие; дальнейшее развитие мотивации к изучению национального языка, развитие в определённой мере ценностных ориентаций, творческих способностей и в конечном итоге развитие способности и готовности осуществлять общение на языке в рамках ограниченного числа стандартных ситуаций, интереса к страноведческой информации, расширение лингвистического кругозора,  развитие чувств, эмоций, ценностных ориентаций, творческого потенциала.

            Таким образом обучение в третьем классе ориентировано на дальнейшее развитие исходного уровня коммуникативной компетенции – уровня продолжающего. Это предусматривает следующие коммуникативные цели:

  • научить адекватно произносить звуки, звукосочетания, слова и фразы, соблюдая интонационные правила: долгота и краткость звуков, твёрдые и мягкие гласные, заглушение согласных в отдельных позициях, ударениев слове, фразе, восходящую и нисходящую мелодии; делать звукобуквенный анализ слов,
  • закрепить словарный запас трёхлетнего обучения и овладеть новым – не менее 400 ЛЕ;
  • научить грамматически правильно строить свою из простых предложений;
  • совершенствовать приёмы учения – списывания, выписывания, работу с текстом, в том числе чтение по ролям диалогов, развивать новые приёмы: догадку о содержании текста по заголовку, установление логических связей в тексте;
  • дать представление о некоторых основополагающих языковых правилах, например: о порядке слов в предложении, о наличии частей речи, вспомогательных глаголов, временные формы глаголов, послеслогов, количественные числительные от 1 до 100 и порядковые числительные от 1 до30.
  • Овладеть новыми специальными учебными умениями, например: умение использовать языковую догадку на основе сходства с русским языком, уметь пользоваться словарём;
  • Научить писать письмо, поздравительную открытку, соблюдая этикет, принятый на Кавказе.

Основные требования к уровню владения национальным языком выпускника начальной школы.

Говорение.

Учащиеся должны:

  • Уметь участвовать в этикет ном диалоге: приветствовать сверстника, взрослого, используя разные формы приветствия, отвечать на приветствия, извиняться, благодарить, прощаться;
  • запрашивать информацию, используя вопросительные предложения, отвечать на вопросы;
  • возражать, переспрашивать, о чём-то просить, используя повелительное наклонение и выразить готовность или отказ выполнить просьбу;
  • говорить о своих возможностях, желаниях и обязанностях;
  • давать оценку чему-либо, выражать своё мнение; составлять небольшие описания предмета, картинки, помещения и т.д.
  • делать краткое связное сообщение  о себе, своей внешности, своей семье, своих увлечениях, о погоде в разное время года, каникулах, животных, цирке и зоопарке, своём доме, занятиях в школе, праздниках и т.д. в объёме 5-6 фраз;
  • говорить о прослушанном произведении с опорой на картинку, языковую догадку;
  • вести диалог-расспрос с опорой на образец в типичных жизненных ситуациях в объёме 2-3 реплик с каждой стороны;
  • уметь воспроизводить произведения народного фольклора: стихи, считалки, песни, сценки.

Письмо.

Учащиеся должны:

  • учащиеся должны владеть графикой, изучаемого языка;
  • уметь выписывать слова и предложения из текста, а также заполнять пропуски в соответствии с решаемой задачи;
  • уметь писать наиболее употребительные слова, вошедшие в активный словарь;
  • уметь разбирать по составу: корень, аффикс, однокоренные слова;
  • уметь различать значение многозначных слов по контексту  

( человек идёт, время идёт, часы идут и т.д.)

  • уметь в краткой форме фиксировать полученную информацию;
  • знать как вести словарь;
  • уметь писать короткое письмо о себе, каникулах, животных, погоде и т.д. с опорой на образец;
  • соблюдать речевой этикет при написании письма.

Аудирование.

Учащиеся должны:

  • понимать обиходную речь в классе;
  • воспринимать на слух и понимать содержание несложных аутентичных текстов, включающих небольшое количество незнакомых слов (время звучания текста 1 мин.);
  • распознавать и полностью понимать речь одноклассника в ходе диалога.

Чтение.

Учащиеся должны:

  • уметь читать вслух  небольшие тексты, построенные на знакомом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую   интонацию;
  • уметь читать про себя с пониманием содержания, объём текста – примерно 100 слов без учёта послеслогов;
  • зрительно воспринимать текст, узнавая знакомые слова, грамматические явления, и понимать его;
  • уметь понять содержание текста, включающего небольшое количество незнакомых слов, по данному переводу в учебнике, а также с помощью словаря;
  • находить в тексте требуемую информацию;
  • кратко по опорам выражать оценку прочитанного.
Прочитано 785 раз