Обращение директора

director

                               Уважаемые посетители!

Рада приветствовать вас на страницах официального сайта муниципального
                        казенного общеобразовательного учреждения

               «Центр образования «Успех» городского округа Нальчик
                               Кабардино-Балкарской Республики

 

 

linepurple

 

Литература 5 класс

Оценка
(0 голосов)

Рабочая программа по литературе в 5 классе по учебнику «Литература. 5 класс» под редакцией В.Я.Коровиной. /102 часа/

Пояснительная записка

Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», включает компонент литературного образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

Настоящая программа по литературе для  5 класса создана в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного  стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе,  авторской  программы общеобразовательных  учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлев. В.П.Полухина, В.И.Коровин, И.С,Збарский) и учебника В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина (М.: Просвещение, 2012). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Цели изучения курса:

  • воспитание духовно развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к культуре других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся, формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, развитие эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний по русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении. О выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественныхпроизведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
  • способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;
  • готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;
  • овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;
  • освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся;

Задачи изучения курса:

  • Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
  • Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
  • Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
  • Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
  • Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста.
  • Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
  • Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
  • Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса

Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных произведений;
  • основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жан­ры фольклора; сказка, виды сказок; постоян­ные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (на­чальные представления); басня, аллегория, по­нятие об эзоповом языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихо­творная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, компози­ция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного про­изведения (начальные представления).

Учащиеся должны уметь:

  • воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
  • отличать стихотворение от прозы, используя све­дения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
  • видеть связь между различными видами искус­ства и использовать их сопоставление, напри­мер, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
  • выявлять основную нравственную проблематику произведения;
  • определять главные эпизоды в эпическом произ­ведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
  • прослеживать изменение настроения (интона­ции) в стихотворении;
  • воспринимать многозначность слов в художест­венном тексте, определять их роль в произведе­нии, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отноше­ния к изображаемому;
  • различать особенности построения и языка про­изведений простейших жанров (народная и ли­тературная сказка, загадка, басня, рассказ);
  • пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
  • ориентироваться в незнакомой книге (автор, ан­нотация, оглавление, предисловие, послесловие);
  • выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
  • подготовить (устно и письменно) краткий, сжа­тый, выборочный и подробный пересказы;
  • словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
  • аргументировать свое отношение к героям про­изведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, пережи­вания, портреты, речь, находить прямые автор­ские оценки;
  • написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и ли­тературных впечатлений;
  • сочинять небольшие произведения фольклор­ного жанра — сказки, загадки, басни;
  • создавать сочинения-миниатюры по картине.

Место предмета

На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год.

Краткое содержание программы

  1. Книга в жизни человека – 1 час.
  2. Устное народное творчество – 9 часов.
  3. Древнерусская литература – 2 часа.
  4. Литература 18 века – 6 часов.
  5. Литература 19 века – 38 часов.
  6. Литература 20 века – 37 часов.
  7. Зарубежная литература – 9 часов.

Учебно-методический комплекс

  1. Литература. Программы общеобразовательныхучреждений. 5 – 11классы (базовый уровень). 10 – 11классы (профильный уровень)/ под ред. В.Я.Коровиной. – М. : Просвещение, 2010.
  2. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /В.Я.Коровина; под ред. В.Я.–Коровиной. – М.: Просвещение, 2011
  3. Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2 частях./ В.Я.Коровина, В.П,Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2012.
  4. Литература. 5 класс: методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский. – М.: Просвещение, 2004
Прочитано 492 раз