Обращение директора

director

                               Уважаемые посетители!

Рада приветствовать вас на страницах официального сайта муниципального
                        казенного общеобразовательного учреждения

               «Центр образования «Успех» городского округа Нальчик
                               Кабардино-Балкарской Республики

 

 

linepurple

 

Рабочая программа по каб.языку в 1 классе для русскоязыч.гр

Оценка
(0 голосов)

Рабочая программа по кабардинскому языку в 1-м классе для  русскоязычных групп.

Пояснительная записка.

         Рабочая программа разработана на основе «Общеобразовательной программы по кабардинскому языку и литературе для русскоязычных групп в 1-4 классах» ГКОУ «ЦО «УСПЕХ» и авторской программы  Бекановой  М. С. Рабочая программа в 1классе  рассчитана  на 102 ч.

        Известно,   что   младший   средний   возраст   является   наиболее благоприятным   для   усвоения   языков.   Пластичность   природного механизма усвоения языка детьми раннего возраста, имитационные способности, природная любознательность и потребность в познании нового, отсутствие     застывшей   системы ценностей и установок, а также     так     называемого       языкового       барьера     способствует эффективному   решению    задач,   стоящих   как   перед   начальным образованием     в     целом,     так     и     перед    учебным     предметом «Кабардинский язык» в частности.

Объявление в Кабардино-Балкарской республике кабардинского  и балкарского языков государственным и актуализация в связи с этим проблемы их изучения русскоязычными учащимися определяют новую стратегическую  направленность  школ  республики,  которая  нашла отражение в Законах КБР "Об образовании" и "О языках". В процессе овладения русскоязычными учащимися новым средством   общения –  кабардинским языком, у них формируется правильное понимание  языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности, а также личностные качества: общечеловеческие ценностные ориентации, интересы, способности и другие. Кроме того, приобщение младшего школьника с помощью кабардинского языка к культуре носителей этого языка позволяет ему осознать   себя    как    личность    принадлежащую    к    определенной социокультурной общности людей, с одной стороны, а с другой -воспитывает в нем уважение и терпимость к другому образу жизни.            Настоящая программа призвана оказать помощь в организации процесса обучения кабардинскому языку в школах Кабардино-Балкарии в 1-4 классах. Постановка целей и отбор содержания обучения предмету осуществлялись с позиции возможного реального использования кабардинского языка как в условиях непосредственного общения, в том числе и с носителями языка, так и в ситуации опосредственного общения (понимание аутетичных аудио- и печатных текстов).

Принятый в программе подход к определению целей позволяет показать связи между общепедагогической целью начальной школы, которая заключается в развитии личности ученика, и целями обучения предмета. Последние представлены в виде задач обучения по каждому из видов речевой деятельности (говорения, чтению, аудированию, письму) с последующим выходом на конкретные коммуникативные умения. Предлагаемая в программе последовательность задач обучения не означает последовательность их решения в учебном процессе. Взяв за основу определенную задачу и ориентируясь на предполагаемый результат обучения, учитель может   определять   собственные   тактические   шаги   по   отработке представленного в программе содержания обучения. В   программе   дается   описание   общих   целей   и   содержания обучения   предмету  в   начальной   школе.   Здесь   же  представлены требования к уровню владения кабардинским языком и конкретные рекомендации по организации учебного процесса. Задачи обучения и содержания, на основе которых строится учебный процесс на каждом этапе начальной школы, позволяют проследить динамику развития целей    обучения     (деятельность     учителя) и     задач овладения кабардинским языком (деятельность ученика).                                                                                                                                      

Общая характеристика курса.

Основной   целью   обучения   кабардинскому   языку   в   1 классе является развитие способности русскоязычных учащихся к общению на нем. Реализация этой цели связана с формированием у учащихся следующих коммуникативных умений и навыков:

   а) понимать и порождать высказывания на кабардинском языке в  соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением;

   б) осуществлять речевое и неречевое поведение, принимая во

внимание правила общения и национально-культурные особенности

носителей кабардинского языка.

Способность к общению на кабардинском языке предполагает также   формирование   у   русскоязычных   учащихся   определенных качеств,   делающих   процесс    овладения    языком   как    средством межкультурной     коммуникации эффективным. Речь идет о воспитании в русскоязычном школьнике:

-интереса и положительного отношения к кабардинскому языку, к культуре народа, говорящего на этом языке;

-понимания себя как личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному сообществу, а также общечеловеческое сознание;

-понимание   важности    изучения    кабардинского    языка    как государственного     на     территории     Кабардино-Балкарской республики.                                                                    

Начальная   школа   выступает   в качестве первой   ступени   в
реализации стратегической цели учебного предмета  "Кабардинский язык"     для     русскоязычных     учащихся.     На     данной     ступени закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять   общение  и   взаимодействие  русскоязычных   детей   с кабардинскими  на  элементарном  уровне.  При  этом  должны  быть максимально  учтены реальные  потребности  и  интересы  первых  в общении и познании.

Приоритетными в начальной школе являются  воспитательно-развивающие       аспекты       обучения       предмету,       связанные    с формированием   у   русскоязычных   школьников   желания   овладеть кабардинским  языком   как  средство   общения   и   взаимодействия   с другой национальной культурой и ее носителями.                            другой национальной культурой и ее носителями.

Русскоязычные     учащиеся     должны     испытывать     насущную потребность   в   использовании   кабардинского   языка   для   решения задач общения, для осуществления конкретных дел в той или иной сфере и

предметно-практической деятельности, актуальной для них. Включение   кабардинского   языка   в   контекст   жизнедеятельности нацелено на оказание помощи русскоязычным детям  в  осознании того, что для  настоящего  знания  родной  республики,  коренных народов  и их обычаев  и традиций им  нужно  научиться  хорошо говорить, читать, понимать на кабардинском языке.

Процесс  обучения  кабардинскому  языку   в   начальной   школе призван  не     только     обеспечить     русскоязычным     школьникам возможность  овладеть  еще  одним  средством  общения.  Он должен ввести их в мир другой культуры.

Обучение кабардинскому языку должно способствовать развитию мировоззрения школьников, их чувств, эмоций, мышления, памяти, культуры умственного труда,  их речевых способностей,  культуры общения,  потребности      в      дальнейшем      самообразовании      и познавательной активности.

Образовательная ценность кабардинского языка как учебного предмета  проявляется  в  том,  что   обучение  кабардинскому  языку способствует филологическому      образования      школьников      и расширению их общего кругозора.

Обучение   кабардинскому    языку    осуществляется    на    основе познавательно   ценного   материала,   который   обогащает  учащихся сведениями  об  истории,  литературе,  искусстве,  быте  и традициях кабардинцев.

Значительная роль в учебном процессе по кабардинскому языку отводится межпредметным связям, в первую очередь с русским языком и литературой.   С   одной   стороны,   знания,   приобретенные   при изучении других   предметов,   используются   в   процессе   обучения кабардинскому языку, с другой стороны, информация, полученная с помощью кабардинского  языка,  обогащает  и  расширяет  кругозор школьников, их знания по другим предметам.

Ниже дано подробное описание требований к уровню овладения кабардинским языком, которые отражают целевые коммуникативные умения в   их   динамике   от   этапа   к   этапу   и   во   взаимосвязи   с содержанием обучения предмету.

Основные содержательные линии.

  • Знакомство. Уи, фи махуэ фIыуэ! Сэ си цIэр… уэ сыт уи цIэр? узыншэу фыщыт) интонация вопросительного предложения. Сэ си унэцIэр…сыт уи унэцIэр. Мыр сыт?
  • Наша республика. Къэбэрдей –Балъкъэр, Къэбэрдей- Балъкъэр Республикэ, Налшык, Iуащхьэмахуэ, къалэ, къуажэ, щыIэн. Щыпсэун, сэ сыщопсэу, дэ дыщопсэу. Дэнэ ущыIа? Дэнэ ущыпсэурэ? Еджэн, тхэн, бжэн,
  • Счет с 1до 100., 1000. ЗэкI, тIокI, щэкI, плIэкI, тхуэкI, хэкI.
  • КIуэн, ар, иIэн, джэгун.
  • Кабардинские сказки («Батыр- сын медведя», «Карабатыр», «Волк и старик», «Ласточка», «Зайчиха, лиса и волк»,  и т.д.), стихотворения «Уэс», «Динэ», «НитIэ-ЦIыкIунитIэ», «Шырэ», «Гъатхэ дыгъэ», а также кабардинские  пословицы, скороговорки и загадки, ребусы.
  • Школьные принадлежности (зэреджэ хьэпшыпхэр, тхылъ, тхылъылъэ, къэрэндащ, къэрэндащылъэ, хьэфэтегъэкI, ручкэ, линейкэ, тетрадь, дневник, альбом)
  • Рассказ о себе( сэ илъэсибл сохъу. Сэ школым сокIуэ). Илъэс дапщэ ухъурэ? Дэнэ укIуэрэ?
  • Семья (унагъуэ,адэ, анэ, нанэ, дадэ, анэшхуэ, адэшхуэ).
  • Притяжательные местоимения си,уи, ди, фи.  Сэ …сиIэщ, шыпхъу, дэлъху, къуэш, сабий сад. Къуэ, пхъу, щIалэ, щIалэ цIыкIу, хъыджэбз цIыкIу. Сыт хуэдэ?
  •  Лэжьэн, жеин, щысын.
  • Дни недели (Нобэ, блыщхьэ, гъубж, бэрэжьей, махуэку, мэрем, щэбэт, тхьэмахуэ. Пщэдей, пщэдеймыщкIэ, дыгъуасэ). Пщэдей сыт хуэдэ махуэ? Нобэ псори щыIэ? Хэт щымыIэр? НтIэ, псори щыIэщ, хьэуэ, псори щыIэкъым.
  • Фрукты. Пхъэщхьэмыщхьэ, жыг, жыг хадэ, мыIэрысэ, кхъужь, балий, балийIэрысэ, пытын, кхъужьей, мыIэрысей, балией, балийIэрысей, плъыжь, удзыфэ, шэфтал, хуэрэджэ, пхъэгулъ, къыпцIэ, жызум, хьэиуэ, хъурмэ, щIыху, гъуэжь, мэ, пхъэгулъей, хуэрэджей, къыпцIей, жызумей, шхын, итын.
  • Овощи. ХадэхэкIхэр, кIэртIоф, къэбыстэ, пхъы, бэдрэжан, жэгундэ, бжьын, бжьыныху, джэш, балыджэ, шыбжий, къэб, хъэуан, хъарбыз, нащэ; къэкIын, сурэт щIын, хужь, фIыцIэ, сыр, хьэсэ, IэфI, гуащIэ, мыхъу, хъуа, куэд.
  • Части тела. Щхьэ, нэ, пэ, жьэ, дзэ, Iупэ, бзэгу, тхьэкIумэ, пщэ, тэмакъ, натIэ, набдзэ, напэ, нэкIу, нэбжьыц, щхьэц, Iэ, Iэпэ, Iэпхъуамбэ, Iэпщэ, Iэблэ, лъакъуэ, лъэпхъуамбэ, бгъэ, бгы, ныбэ, узын, хъужын.
  • Зима. ЩIымахуэ, илъэсыщIэ, къихьащ, къэсащ, щIыIэ, щIыIэ хъуащ, къэщэхун, ёлкэ гъэщIэрэщIэн, уэс,уэс къос, уэс телъщ, куу, уэс куу, сытхъу, мыл, псы, псыр щтащ. Спряжение глаголов къэщэхун,  гъэщIэрэщIэн. Дуней, иджыпсту, гъэм и лъэхъэнэ, гъэм и зэман, лъэрыжэ, Iэжьэ, лыжэ, лъэрыжэкIэ, лыжэкIэ къэжыхьын. Употребление глаголов во всех временах. УэскIурий, уэскIурий щIын, уэс дадэ, уэс гуащэ, уэс IэшкIэ, щIымахуэпэ, щIымахуэку, уэрам, шылэ, уэрам, щIыб, щIыбым щыджэгун. Интонация в восклиц.предложении.
  • Одежда и обувь. Щыгъын, щIымахуэ щыгъын, гъэмахуэ щыгъын, бэлъто, джэдыгу, кIагуэ , хуабэ, цIыхубз щыгъын, цIыхухъу щыгъын. Iэлъэ, IэлъэщI, пыIэ, пщэдэлъ, лъэпэд, цы лъэпэд; щабэ, хуэпэн, бостей, кIэ, кIэпхын, плIэ, халат, пIащIэ, Iув, кIэстум, гъуэншэдж, джанэ, цыджанэ, вакъэ, ботэ, кIэлош, туфлъэ, батинкIэ, шырыкъу, гум ирихьын. Употребление глаголов щыгъын, хуэпэн в 3-х лицах ед.и мн.числа.
  • Домашние животные. Псэущхьэ, унэ псэущхьэхэр, жэм, шкIэ, танэ, хыв, хывышкIэ, мэл, тIы, щынэ, бжэн, ажэ, чыцI, хьэ, хьэпшыр, джэду, джэду шыр, шы, шыщIэ, шыд, къарэ, щхъуэ, гъуабжэ.
  • Домашние птицы. Джэдкъаз, адакъэ, джэд, джэдкъурт, джэджьей,  къаз анэ, къазыхъу, къаз шыр, гуэгуш анэ, гуэгушыхъу, гуэгуш шыр, бабыщ анэ, бабыщыхъу, бабыщ шыр, къуэлэн, купрауз, куэд, зехуэн, гъэшхэн, шэ. Спряжение глагола гъэшхэн.
  • Животный мир. ХьэкIэкхъуэкIэ, мэз псэущхьэ, мыщэ, дыгъужь, бажэ, тхьэкIумэкIыхь, щыхь, бланэ, кIэпхъ, цыжьбанэ, кхъуэпIащэ, пыл, махъшэ, аслъэн, къаплъэн, елэн,уашхэ, дзыдзэ, жумэрэн, дзыгъуэ, хьэндыркъуакъуэ, бдзэжьей, блэ, благъуэ, шылъэгу, шындырхъо, гъуэ, гъуэ щIын, гъуэм исын,номин,  бзаджэ, къэрабгъэ, жэр, лъэщ, ин, пIащэ, лъагъун, пщын, жэн, псым хэсын.
  • Птицы. Къуалэбзу, бзу, къанжэ, къуаргъ, жьынду, хьэрхьуп, жыгыуIу, уэгунэбзу, пцIащхъуэ, бжэндэхъу, тхьэрыкъуэ, кIыгуугу, бгъэ, къру, мэз джэд; лъэтэн, кIыхь, кIэщI, сэбэп, зэран, сырыху, фIыцIафэ.
  • Весна. Гъатхэ, гъатхэр къохьэ, гъатхэр къэсащ, уэсыр мэткIу, удз, ажэгъуэмэ, къэтIэпIын, къэгъэгъэн, хуабэ мэхъу, пасэ, кIасэ, уэшх, дыгъэ, къешхын, къепсын, абгъуэ щIын, къэлъэтэжын, удз гъэгъа, къэрабэ, щIыпIэ, мы гъэм.

Основные виды учебной деятельности.

Обучение устному общению (говорение/аудирование).

Аудирование.                                                                     письменных упражнениях.

После первого года обучения учащиеся должны понимать на слух
кабардинскую    речь,     построенную    на     про
граммном     языковом материале в естественном темпе в  предъявлении  учителя,  а  также указания учителя с однократного предъявления.   учения  учащиеся должны  овладеть

Длительность звучания текста - до 0,5 минуты.                                       ех знакомых слов и выражений.

Говорение.                                                                                              Лексический.

Диалогическая речь.

Учащиеся   должны   уметь   задавать   вопросы   и   отвечать   на вопросы, отдавать приказания в соответствии с учебной ситуацией в пределах программного языкового материала. Высказывание каждого собеседника должно содержать 2-3 реплики (фраз), правильно оформленные в языковом отношении.                                                                                                                             означающие лицо по роду занятий.)

Монологическая речь.

Учащиеся должны высказываться в форме сообщения о предмете (о   себе,   семье,   друге,   животных   и  т.   д.)   и   описания  различных предметов  в  соответствии  с  ситуацией  в  пределах  программного языкового материала 1 года обучения. Объем высказывания – 3-4 фразы, правильно оформленные в языковом отношении.

Описание ценностных ориентиров.

Учащиеся 1 класса должны:

          -понимать и порождать высказывания на кабардинском языке в  соответствии с конкретной ситуацией общения;

           -   осуществлять речевое и неречевое поведение, принимая во

внимание правила общения и национально-культурные особенности

носителей кабардинского языка;

          - формировать интерес и положительное отношение к кабардинскому языку, к культуре народа, говорящего на этом языке;

         -понимать себя как личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному сообществу, а также общечеловеческое сознание;

        -понимать   важности    изучения    кабардинского    языка    как государственного.

Место курса в учебном плане.

  1. Знакомство-----------------------------------------------------------2
  2. Наша республика.---------------------------------------------------4
  3. Школа-----------------------------------------------------------------7
  4. Школьные принадлежности--------------------------------------4
  5. Семья------------------------------------------------------------------6
  6. Счет от 1 до 100. 1000---------------------------------------------4
  7. Дни недели----------------------------------------------------------4
  8. Фрукты---------------------------------------------------------------6
  9. Овощи----------------------------------------------------------------5
  10. Части тела-----------------------------------------------------------4
  11. Зима-------------------------------------------------------------------7
  12. Одежда и обувь-----------------------------------------------------8
  13. Домашние животные----------------------------------------------5
  14. Домашние птицы--------------------------------------------------6
  15. Животный мир----------------------------------------------------13
  16. Птицы----------------------------------------------------------------7
  17. Весна----------------------------------------------------------------10

Содержание курса:

  • Знакомство.Уи, фи махуэ фIыуэ! Сэ си цIэр… Уэ сыт уи цIэр? Узыншэу фыщыт! Интонация вопросительного предложения. Сэ си унэцIэр…Сыт уи унэцIэр?  Мыр сыт? Хэт мыр? НтIэ, хьэуэ. Отрицание не- къым.
  • Наша республика. Къэбэрдей –Балъкъэр, Къэбэрдей- Балъкъэр Респубикэ, Налшык, Iуащхьэмахуэ, къалэ, къуажэ, щыIэн. Интонация вопросительного предложения. Щыпсэун, сэ сыщопсэу, дэ дыщопсэу. 1лицо ед.и множ.числа, употребление в речи утвердительных предложений. Дэнэ ущыIа? Дэнэ ущыпсэурэ? Сыт мыр? Единст.и множ.ч.сущ-х. Еджэн, тхэн, бжэн, сыт пщIэр?
  • Счет с 1до 100., 1000. ПщIы, тIощI, щэщI, плIыщI, тхущI, хыщI, ищI (пщIей), бгъущI, щэ, мин. ЗэкI, тIокI, щэкI, плIэкI, тхуэкI, хэкI.
  • КIуэн, ар, иIэн, джэгун. Употребление глаголов в 3-х лицах ед.ч.
  • Кабардинские сказки («Батыр- сын медведя», «Карабатыр», «Волк и старик», «Ласточка», «Зайчиха, лиса и волк»,  и т.д.), стихотворения «Уэс», «Динэ», «НитIэ-ЦIыкIунитIэ», «Шырэ», «Гъатхэ дыгъэ», а также кабардинские  пословицы, скороговорки и загадки, ребусы.
  • Школьные принадлежности(зэреджэ хьэпшыпхэр, тхылъ, тхылъылъэ, къэрэндащ, къэрэндащылъэ, хьэфэтегъэкI, ручкэ, линейкэ, тетрадь, дневник, альбом)
  • Рассказ о себе( Сэ илъэсибл сохъу. Сэ школым сокIуэ). Илъэс дапщэ ухъурэ? Дэнэ укIуэрэ?
  • Семья (унагъуэ,адэ, анэ, нанэ, дадэ, анэшхуэ, адэшхуэ).
  • Притяжательные местоимения си,уи, ди, фи.  Сэ …сиIэщ, шыпхъу дэлъху, къуэш, сабий сад. Къуэ, пхъу, щIалэ, щIалэ цIыкIу, хъыджэбз цIыкIу. Сыт хуэдэ? Составление предложений с этими словами.
  •  Лэжьэн, жеин, щысын- префикс щ-. личные местоимения сэ, уэ и приставки с-, у-.
  • Дни недели (Нобэ, блыщхьэ, гъубж, бэрэжьей, махуэку, мэрем, щэбэт, тхьэмахуэ. Пщэдей, пщэдеймыщкIэ, дыгъуасэ. Пщэдей сыт хуэдэ махуэ? Нобэ псори щыIэ? Хэт щымыIэр? НтIэ, псори щыIэщ, хьэуэ, псори щыIэкъым. Фразовое ударение.
  • Фрукты. Пхъэщхьэмыщхьэ, жыг, жыг хадэ, мыIэрысэ, кхъужь, балий, балийIэрысэ, пытын, кхъужьей, мыIэрысей, балией, балийIэрысей, плъыжь, удзыфэ, шэфтал, хуэрэджэ, пхъэгулъ, къыпцIэ, жызум, хьэиуэ, хъурмэ, щIыху, гъуэжь, мэ, пхъэгулъей, хуэрэджей, къыпцIей, жызумей, шхын, итын. Спряжение глагола шхын во всех лицах ед.и мн.ч.
  • Овощи. ХадэхэкIхэр, кIэртIоф, къэбыстэ, пхъы, бэдрэжан, жэгундэ, бжьын, бжьыныху, джэш, балыджэ, шыбжий, къэб, хъэуан, хъарбыз, нащэ; къэкIын, сурэт щIын, хужь, фIыцIэ, сыр, хьэсэ, IэфI, гуащIэ, мыхъу, хъуа, куэд.
  • Части тела. Щхьэ, нэ, пэ, жьэ, дзэ, Iупэ, бзэгу, тхьэкIумэ, пщэ, тэмакъ, натIэ, набдзэ, напэ, нэкIу, нэбжьыц, щхьэц, Iэ, Iэпэ, Iэпхъуамбэ, Iэпщэ, Iэблэ, лъакъуэ, лъэпхъуамбэ, бгъэ, бгы, ныбэ, узын, хъужын.
  • Зима. ЩIымахуэ, илъэсыщIэ, къихьащ, къэсащ, щIыIэ, щIыIэ хъуащ, къэщэхун, ёлкэ гъэщIэрэщIэн, уэс,уэс къос, уэс телъщ, куу, уэс куу, сытхъу, мыл, псы, псыр щтащ. Спряжение глаголов къэщэхун,  гъэщIэрэщIэн. Дуней, иджыпсту, гъэм и лъэхъэнэ, гъэм и зэман, лъэрыжэ, Iэжьэ, лыжэ, лъэрыжэкIэ, лыжэкIэ къэжыхьын. Употребление глаголов во всех временах. УэскIурий, уэскIурий щIын, уэс дадэ, уэс гуащэ, уэс IэшкIэ, щIымахуэпэ, щIымахуэку, уэрам, шылэ, уэрам, щIыб, щIыбым щыджэгун. Интонация в восклиц.предложении.
  • Одежда и обувь. Щыгъын, щIымахуэ щыгъын, гъэмахуэ щыгъын, бэлъто, джэдыгу, кIагуэ , хуабэ, цIыхубз щыгъын, цIыхухъу щыгъын. Iэлъэ, IэлъэщI, пыIэ, пщэдэлъ, лъэпэд, цы лъэпэд; щабэ, хуэпэн, бостей, кIэ, кIэпхын, плIэ, халат, пIащIэ, Iув, кIэстум, гъуэншэдж, джанэ, цыджанэ, вакъэ, ботэ, кIэлош, туфлъэ, батинкIэ, шырыкъу, гум ирихьын. Употребление глаголов щыгъын, хуэпэн в 3-х лицах ед.и мн.числа.
  • Домашние животные. Псэущхьэ, унэ псэущхьэхэр, жэм, шкIэ, танэ, хыв, хывышкIэ, мэл, тIы, щынэ, бжэн, ажэ, чыцI, хьэ, хьэпшыр, джэду, джэду шыр, шы, шыщIэ, шыд, къарэ, щхъуэ, гъуабжэ, повторение количественных числительных.
  • Домашние птицы. Джэдкъаз, адакъэ, джэд, джэдкъурт, джэджьей, къаз анэ, къазыхъу, къаз шыр, гуэгуш анэ, гуэгушыхъу, гуэгуш шыр, бабыщ анэ, бабыщыхъу, бабыщ шыр, къуэлэн, купрауз, куэд, зехуэн, гъэшхэн, шэ. Спряжение глагола гъэшхэн.
  • Животный мир. ХьэкIэкхъуэкIэ, мэз псэущхьэ, мыщэ, дыгъужь, бажэ, тхьэкIумэкIыхь, щыхь, бланэ, кIэпхъ, цыжьбанэ, кхъуэпIащэ, пыл, махъшэ, аслъэн, къаплъэн, елэн,уашхэ, дзыдзэ, жумэрэн, дзыгъуэ, хьэндыркъуакъуэ, бдзэжьей, блэ, благъуэ, шылъэгу, шындырхъо, гъуэ, гъуэ щIын, гъуэм исын,номин,  бзаджэ, къэрабгъэ, жэр, лъэщ, ин, пIащэ, лъагъун, пщын, жэн, псым хэсын.
  • Птицы. Къуалэбзу, бзу, къанжэ, къуаргъ, жьынду, хьэрхьуп, жыгыуIу, уэгунэбзу, пцIащхъуэ, бжэндэхъу, тхьэрыкъуэ, кIыгуугу, бгъэ, къру, мэз джэд; лъэтэн, кIыхь, кIэщI, сэбэп, зэран, сырыху, фIыцIафэ.
  • Весна. Гъатхэ, гъатхэр къохьэ, гъатхэр къэсащ, уэсыр мэткIу, удз, ажэгъуэмэ, къэтIэпIын, къэгъэгъэн, хуабэ мэхъу, пасэ, кIасэ, уэшх, дыгъэ, къешхын, къепсын, абгъуэ щIын, къэлъэтэжын, удз гъэгъа, къэрабэ, щIыпIэ, мы гъэм.

Результаты изучения курса.

1 класс (1 год обучения).

Обучение устному общению (говорение/аудирование).

Аудирование.                                                                     письменных упражнениях.

После первого года обучения учащиеся должны понимать на слух
кабардинскую    речь,     построенную    на     про
граммном     языковом материале в естественном темпе в  предъявлении  учителя,  а  также указания учителя с однократного предъявления.              обучения  учащиеся должны  овладеть

Длительность звучания текста - до 0,5 минуты.                                       ех знакомых слов и выражений.

Говорение.                                                                                              Лексический.

Диалогическая речь.

Учащиеся   должны   уметь   задавать   вопросы   и   отвечать   на вопросы, отдавать приказания в соответствии с учебной ситуацией в пределах программного языкового материала. Высказывание каждого собеседника должно содержать 2-3 реплики (фраз), правильно оформленные в языковом отношении.                                                                                                                         обозначающие лицо по роду занятий.)

Монологическая речь.

Учащиеся должны высказываться в форме сообщения о предмете (о   себе,   семье,   друге,   животных   и  т.   д.)   и   описания  различных предметов  в  соответствии  с  ситуацией  в  пределах  программного языкового материала 1 года обучения. Объем высказывания – 3-4 фразы, правильно оформленные в языковом отношении.

Языковой материал.

Фонетический.

К концу первого года обучения учащиеся должны овладеть всеми звуками кабардинского языка (особое внимание учащихся обратить на специфические звуки кабардинского языка, которые обозначаются сочетанием двух, трех и  четырех знаков русского  алфавита  и  на произношение следующих  звуков:  "а",  "е",  "и"  -  в  зависимости  от позиции,    "э",    "и",    "л",    "у",    "щ",    "ы",    "I",    "Iу"),    интонацией повелительных, повествовательных   (утвердительных и отрицательных) и вопросительных предложений.

        Лексический.

Учащиеся должны овладеть 450 лексическими единицами (в это число не входят фразы классного обихода, используемые учителем на уроке, которые усваиваются учащимися в процессе аудирования).

Словообразование:     Образование     сложных     количественных числительных  (пщыкIуз,  пщыкIутI,  пщыкIущ  и  т.  д.),  составных количественных    числительных    (тIощIрэ    зырэ,    тIощIрэ    тIурэ, тIощIрэ  щырэ  и т. д.),  суффиксальный способ  образования  имен  существительных  (от  основ   имен  существительных   суффикс   -шхуэ образует новые слова с увеличительными оттенками, например: адэ –адэшхуэ, анэ – анэшхуэ, шэнт - шэнтышхуэи т. д.), образование имен существительных    посредством    основосложения    (сложные    имена существительные образуются сложением основ существительного и прилагательного, например; шыщIэ - шы и щIэ, тхылъыфI - тхылъ и фIы и т.д.),    префиксальный  способ  образования  новых  слов  от глагольных    основ    (при    назывании    места    действия    к    глаголу добавляется  префикс  щ-,  например:  лэжьэн  -  щылэжьэн   (школым, клубым, сабий садым и т. д.), тхэн - щытхэн (классым, унэм, пэшым и т.  д.),  префиксальный  способ   образования   глаголов   при   помощи префикса т(е)-, который указывает на то, что действие совершается на поверхности предмета, например: телъын (стIолым, шкафым, шэнтым и т.д.) тетын  (щхьэгъубжащхьэм, телъхьэпIэм, стIолым и т. д.).

Грамматический.

    Ознакомление     и     употребление     имен     существительных     в    единственном и множественном числах.

   Ознакомление      и      употребление      имен      существительных,

отвечающих на вопросы Хэт? Сыт? (Хэт? – еджакIуэ, Мухьэмэд; Сыт?  - хъарбыз, джэду).

Употребление наречий нобэ, пщэдей, пщэдеймыщкIэ, дыгъуасэ.

Употребление личных, указательных (мыр, мор), притяжательных (си, уи, и, ди, фи, я), вопросительных (хэт? сыт?) местоимений.

Употребление  качественных  прилагательных   в   сравнительной степени (частица нэхъ).

Употребление количественных числительных от 1до 100, 1000.

Употребление союзов ауэ, икIи, хьэмэ.

          Ознакомление и употребление глаголов в настоящем, прошедшем, будущем временах.

Ознакомление   со    спряжением    знакомых    глаголов    во    всех временах.

Ознакомление    и    употребление    глаголов    в    изъявительном, повелительном наклонениях.

Лексика.

Тема "Знакомство"

ЦIэ, унэцIэ, си цIэр, си унэцIэр. Сэ си цIэр ... Сыт уи цIэр ?. Сэ си унэцIэр ... Сыт уи унэцIэр? Хэт мыр? Мыр ...

Тема "Наша республика"

Къэбэрдей-Балъкъэр, Налшык,  Iуащхьэмахуэ, Бахъсэн, Тэрч, къалэ,

къуажэ; сэри,  уэри.

Тема "Школа"

Школ,   еджапIэ,   класс,  доска,  мел,   партэ,  стIол,   шэнт,   еджакIуэ, егъэджакIуэ; еджэн, бжэн, тхэн. Сыт мыр?


          Тема "Школьные принадлежности"

Зэреджэ хьэпшыпхэр, тхылъ, тхылъылъэ, кьэрэндащ, къэрэндащылъэ,  

ручкэ, хьэфэтегьэкI, тетрадь, линейкэ, дневник, альбом.                                             


          Тема "Семья"

Унагьуэ, папэ, мамэ, анэ, адэ, анэшхуэ, адэшхуэ, нанэ, дадэ, шыпхъу, дэлъху, къуэш, къуэ, пхъу, сабий, хъыджэбз цIыкIу, щIалэ цIыкIу;
сабий сад; иIэн, лэжьэн, жеин, щытын, щысын.


    Тема "Счет от 1 до 100, 1000"

Дапщэ? …  дапщэ хъурэ? Илъэс дапщэ хъурэ?  Дахэ, фIы.

Тема "Дни недели"                                                                                                          Тсма "Приглашение".

Нобэ, блыщхьэ, гъубж, бэрэжьей, махуэку, мэрем, щэбэт, тхьэмахуэ, пщэдей, пщэдеймыщкIэ, дыгъуасэ, зыгьэпсэхугъуэ махуэ, лэжьэгьуэ махуэ. … сыт хуэдэ махуэ?

Тема "Фрукты"

Пхъэщхьэмыщхьэ(хэр),    мыIэрысэ,    кхъужь,    балий,    балийIэрысэ, шэфтал,  хуэрэджэ,  жызум, къыпцIэ,  пхъэгулъ,  хьэиуэ,  хъурмэ,  зэ, зэрыджэ, мэракIуэ, мамкъут, санэ, пыжь, щхъырыб, лимон, апельсин, мандарин;     жыг,     жыг     хадэ,     мыIэрысей,     кхъужьей,     балией, балийIэрысей, хуэрэджей,      къыпцIей,      жызумей, пхъэгулъей, щхъырыбей; итын, пытын, шхын, фIыуэ лъагъун; плъыжь, удзыфэ, гъуэжь, щIыху.

                                                                                                                                       у, ...). КхъыӀэ си гъусэу

Тема "Овощи"

ХадэхэкI(хэр), кIэртIоф, кьэбыстэ, пхъы, бэдрэжан, жэгундэ, бжьын,

бжьыныху, джэш, балыджэ, шыбжий, нащэ, къэб, хъэуан, хъарбыз; хьэсэ; хужь, фIыцIэ, сыр, IэфI, гуащIэ, хъуа, мыхъу; къэкIын, сурэт щIын.

Тема "Части тела"

Щхьэ, нэ, пэ, жьэ, дзэ, Iупэ, бзэгу, тхьэкIумэ, пщэ, натIэ, набдзэ, напэ, нэкIу, нэбжьыц, щхьэц,  Iэ,  Iэпэ,  Iэпхъуамбэ,Iэпщэ,  Iэблэ, льакьуэ, лъэпхъуамбэ, бгъэ, бгы, ныбэ, тэмакь, гу; сымэджэн, хъужын, узын.

          Тема "Зима"

ЩIымахуэ,   ИлъэсыщIэ,   къихьащ,   къэсащ,   щIыIэ,   щIыIэ   хъуащ, ёлкэ къэщэхун, ёлкэ гьэщIэрэщIэн, сытхъу, мыл, уэс, уэс къoc, уэс тельщ, уэс куу телъщ, лыжэ, лъэрыжэ,  Iэжьэ, псыр щтащ, къэжыхьын, уэскIурий, уэс дадэ, уэс гуащэ, уэс IэшкIэ, уэскIурий ящI, мэджэгу, щIымахуэпэ, щIымахуэку, шылэ.

Тема "Одежда и обувь"   

Щыгъын,  щIымахуэ  щыгъын,   гъэмахуэ   щыгъын,   хуабэ,   щыгъын хуабэ,  бэлъто,  джэдыгу, кIагуэ,  пыIэ,  пщэдэлъ,  джанэ,  цыджанэ, гъуэншэдж, лъэпэд, цы лъэпэд,   Iэлъэ,  бостей, кIэпхын, кIэ, плIэ, IэлъэщI, кIэстум; вакъэ, ботэ, кIэлош, туфлъэ, батинкIэ, щырыкъу, кIэрэхъ; щабэ, сигу ирохь, хуэпэн.

Тема "Домашние животные"

Iэщ(хэр), жэм, шкIэ танэ, хыв, хывышкIэ, мэл, щынэ, тIы, бжэн, ажэ, чыцI, шы, шыщIэ, шыд, хьэ, хьэпшыр, джэду, джэду шыр, псэущхьэ, унэ псэущхьэ(хэр).

Тема "Домашние птицы"

Джэдкъаз,    джэдкъурт,    джэд,    джэджьей,    адакъэ,    гуэгуш    анэ, гуэгушыхъу, гуэгуш шыр, бабыщ анэ, бабыщыхьу, бабыщ шыр, къаз анэ, къазыхъу, къаз шыр; къуэлэн, купрауз; гъэшхэн, зехуэн.

Тема "Животный мир"

ХьэкIэкхьуэкIэ(хэр),    мэз    псэущхьэ(хэр),    мыщэ,    дыгьужь,    бажэ, тхьэкIумэкIыхь,  щыхь,  бланэ, кхъуэпIащэ, кIэпхъ, цыжьбанэ,  пыл, махъшэ,  аслъэн,  къэплъэн,  елэн,  номин,  уашхэ,  дзыдзэ,   жумэрэн, дзыгьуэ,   хьэндыркъуакъуэ,   блэ,   благьуэ,   шылъэгу,   шындырхъуо; бзаджэ, къэрабгъэ, жэр, лъэщ, пIащэ; гъуэ, гъуэ ещI, гьуэм щопсэу, гьуэм исщ; кIапэ, бжьакъуэ.

Тема "Птицы"

Къуалэбзу(хэр),    бзу,    къанжэ,    къуаргъ,    хьэрхьуп,    жыгыуIу, пцIащхъуэ, бжэндэхъу, тхьэрыкъуэ, жьынду, ныбгъуэ, кIыгуугу, къру, бгьэ, бгьащхъуэ; сэбэп, зэран, тесын, лъэтэн.

Тема "Весна"

Гъатхэ, гъатхэр къохьэ (къихьащ), хуабэ мэхъу (хъуащ), пасэ (пасэу), кIасэ (кIасэу), уэсыр мэткIу (ткIужащ), псыхьэлыгьуэ, мажэ, удз, удз гьэгьа,  ажэгъуэмэ, къэрабэ, къэгъэгъэн,  къэтIэпIын, дыгъэ, дыгъэ кьепсын, уэшх,    уэшх   къешхын,   абгьуэ,   абгьуэ   щIын,   къопсэуж, къольэтэж; гьэ, мы гьэм, щIыпIэ.

Тема "Цвета"

ФIыцIэ, хужь, гьуэжь, гьуабжэ, щхъуэ, щхьуантIэ, щIыху, удзыфэ, плъыжь, сырыху, фIыцIафэ, къарэ.

Тема "Кабардинская сказка" («Батыр- сын медведя», «Карабатыр», «Волк и старик», «Ласточка», «Зайчиха, лиса и волк»,  и т.д.)

Повторение за весь год.

Материально – техническое обеспечение:

Беканова М. С. Изучаем кабардинский язык, Нальчик, «Эльбрус», 2010 г.

Беканова М. С. Рабочая тетрадь, Нальчик «Эльбрус», 2010 г.

Беканова М. С. «Ребусы».

Беканова М.С. Поурочные разработки  к учебнику «Изучаем кабардинский язык  для 1класса». Нальчик, «Эльбрус», 2010 г.

Дополнительная литература:

Журналы « Нур»2011г.,   Аталиков  «Традиционная культура народов Кабарды»,  МафIэдз  С.«Адыгэ хабзэ»,  Хьэкъун Б. «Адыгэ къэкIыгъэцIэхэр»,  Къэрмокъуэ Хь. «Адыгэ IуэрыIуатэ»  и др.

Прочитано 1125 раз